Шторы для гостиной


           По своей роли в квартире гостиная (а нередко она же и столовая) имеет несколько демонстративный характер. Ее обставляют в расчете на присутствие гостей, в том числе и неожиданных. Шторы для гостиной при этом играют очень ответственную роль. Обычная конфигурация штор состоит из горизонтальной полосы, декорирующей крепежную штангу или прикрывающей ее, — ламбрекена, а также вертикальных полотнищ, обычно двух, реже одного или четырех. Нередко плотные шторы дополняются тюлем посередине. Тюль может быть белым или цветным, в виде простой .сетки или с рисунком, крупным или мелким. Как правило, шторы проектируются в двух зрительных вариантах — дневном и вечернем, и каждый из них должен иметь законченную композицию. Раздвинутые полотнища штор и тюль во всю площадь окна составляют основу дневного варианта. Ламбрекен, как правило, неподвижен.

           Многие годы, от конца 1950-х до начала 1990-х, классикой для стильного решения штор для гостиной были полотнища от пола до потолка и нередко во всю ширину простенка. В дневное время, раздвигаясь, они освобождали световое поле и свисали по бокам крупными складками. Мода на длинные и широкие шторы

           Варианты подвески вертикальных полотнищ штор (без ламбрекенов).
Подхваты - на лентах и шнурах, с бантами, розетками, кистями. Модная подвеска на тканевых петлях.


           Варианты перехватов и отделки штор.
Обратите внимание на модные кисти и бубенчики.

держалась в нашей стране очень долго, потому что они, кроме своей основной, решали еще несколько задач: скрывали уродливую батарею, обобщали и этим зрительно увеличивали невысокое и небольшое пространство. Но сейчас в тех домах, где есть гостиные, шторам уже нет необходимости скрывать неэстетичные подробности советского быта. Они вполне могут позволить себе быть фантазийными, и нынешняя мода это с удовольствием осуществляет.
           Некоторые шторные композиции освобождаются от традиционных ламбрекенов на кольцах или, напротив, предпочитают именно ламбрекены сделать центром всего замысла. Потолки стали выше, следовательно, и для крупных ламбрекенов появляется место. Ламбрекен может быть сделан жестким, то есть натянут на каркас, нередко асимметричный или фигурно вырезанный. Очень популярны ламбрекены с перекидом через штангу, причем величину и расположение воланов можно варьировать (такой прием использовался еще во времена ампира). Драпированные или с фестонами, отделанные шнурами, бубенчиками и розетками ламбрекены могут к тому же варьироваться по цвету. Их можно сделать из той же ткани, что и полотнища, или добавить другую ткань-компаньон. Возможно, что компаньонов будет даже два. Дополнительные ткани могут участвовать и в вертикальных полотнищах. Причем по нынешним требованиям совсем не обязательно, чтобы ткани были однотипными по структуре. Вполне стильно воспринимаются сочетания гобелена с шелком, репсом, атласом и даже полупрозрачным одноцветным нейлоном. Более легкие одноцветные ткани могут драпироваться самостоятельно, но очень выразительно они смотрятся в виде подкладок, мелькающих в тяжелых складках основных штор. (Из таких тканей можно сделать подушки на диван — это придаст законченность ансамблю.)
           В сочетаниях важно соблюдать цветовое и фактурное равновесие. Активной по фактуре, с орнаментом может быть только одна из тканей, а другие — одноцветные, в тон фона или основной расцветки. Красиво смотрятся и контрастные сочетания, но при этом основная ткань и ее компаньоны должны сильно отличаться по густоте цвета: если основная ткань яркая, то приглушенными, пастельных оттенков должны быть сопровождающие, и наоборот.

           A. Самая простая композиция штор гостиной, из двух вертикальных полотнищ.
Пригодна для интерьеров дизайн- или эко-стиля. Может быть из полупрозрачной ткани,
в этом случае хороша спускаемая циновка или горизонтальные жалюзи.
           Б. Штора в стиле бидермейер.
Ламбрекен - с присобранными вырезными фестонами, украшен бахромой и кистями. Вертикальные
полотнища скроены по косой нитке, отделаны бордюром и бахромой.
           B. Современная композиция в ретро-вкусе, с мягким ламбрекеном на вздержках.

           В сочетаниях с ламбрекеном тоже могут быть вариации: многослойный верх и одноцветный низ, вертикальные полотнища разноцветные и т.д.
           Нижние полотнища могут быть укороченными, до уровня подоконника, иметь овальный или фигурный, в том числе и фестончатый, вырез. Фестонами может быть вырезан и ламбрекен, но в этом случае он должен быть жестко закреплен и сделан из прямого, недрапированного полотнища. Иногда вертикальные полотнища подхватываются петлей из такой же ткани, лентой, крученым шнуром с кистями. Шнуры, кстати, сейчас в большой моде, они стали крупными, многоцветными, украшаются разными бубенчиками и декорируют не только подхваты, но и ламбрекены и даже простенки.
           Хочу подчеркнуть, что все эти драпированные атласно-гобеленовые вариации уместны только в гостиных ансамблях ретро-типа. Они не подходят ни для кантри, ни для контемпорари, ни для этно-, экзо-, эко-направлений. Если сложные многослойные композиции вам не по вкусу, для ретро-гостиной можно сделать легкую одноцветную штору французского типа, драпирующуюся на вздержках (так называемые шторы «помпадур»).
           В стильных просторных гостиных современные дизайнеры нередко поручают шторам солирующую партию, формируя из них крупную декоративную поверхность. В этом варианте ламбрекен может объединить два или даже три окна, а в композицию включаются и простенки. В таком варианте два крайних полотнища справа и слева играют роль кулис, они должны быть зрительно уплотнены.
           Со шторами по стилю и цвету соотнесены другие текстильные компоненты интерьера — обивка мебели, скатерти, ковры, портьеры. Для придания интерьеру единства ткань портьер можно повторить в скатерти, оклеить ею часть стены или филенки

           Модные варианты драпированных ламбрекенов с перекидами через штангу.
           Ткань ламбрекенов может быть и одинаковой, с вертикальными полотнищами, и более легкой, и более плотной.

дверей.Но весь текстильный «гардероб» комнаты из одинаковой ткани делать не стоит: скучно и утомительно.
           В зависимости от стиля гостиной шторы могут быть выполнены из любого материала — шелка, атласа, льна и даже ситца. Если комната обставлена мебелью в стиле ампир или его современными модификациями, то драпировки должны быть легкими, колорит — тональным: голубоватое с серебром, вишневое, палевое, серебристо-зеленое с кремовым. Сами полотнища должны быть прямыми, неширокими и не доходить до пола. Очень уместны полосатые ткани — сочетание матовой и атласной полосы или цветной полосы с мелкорисунчатым полем. Это классика ампира.
           К мебели в стиле бидермейер идут шторы с крупными складками и воланами, возможны фестоны, кисти, бахрома, различные причудливые наслоения тканей и форм. Сами ткани — сочных цветов, с растительным узором в виде гирлянд, с арабесками и лентами. Уместно сочетание матовых и блестящих тканей, бархата и атласа.
           Стиль модерн любит плотные ткани (тонкое сукно, бархат, репс) буты-лочно-зеленого, болотно-зеленого или лиловато-серого цвета, а также пер-ламутрово-розовые и пепельно-фиолетовые оттенки. Композиции ламбрекена и полотнищ строятся на удлиненных, провисающих очертаниях, нередко с асимметрией прихотливых форм.
           Стиль кантри, естественно, чаще используется в загородных домах, но в этом духе можно оформить и столовую. Для столовой или гостиной в стиле кантри лучше всего выбирать ткани, выдержанные в традициях народного ткачества, с полосами, продержками и ромбовидным рисунком. Возможны также варианты из льна, небеленого, сероватого, так называемого сурового полотна или из цветного гладкокрашеного. Если фантазия поманит вас к деревенскому веселью, то из ситцев в сборках и оборках, с лентами, кружевами и прошвами можно сделать шторы в стиле «кадриль». Соответственно и ме бель надо стилизовать под деревенскую, и скатерти и прочую утварь подбирать в этих интонациях. Здесь подойдут фаянсовая расписная посуда и плетеные из лозы вещи.
           Словом, любовь современной моды к театральным эффектам можно реализовать в занавесях с полным основанием. Перефразируя сказочника Евгения Шварца, шторы в близком родстве с театральным занавесом, поэтому с ними уместны художественная игра и артистизм.